Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь учителю!

Дата: 21 июля 2015 в 11:41, Обновлено 21 июля 2015 в 15:25
Автор: Дрозд Ю. Н.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации учебного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) в 2015/2016 учебном году обусловлены следующими факторами: 
  • введение с 1 сентября 2015 г. профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
  • переход (начиная с V класса) на относительную завершенность II ступени общего среднего образования.
К новому учебному году:
  • утвержден новый типовой учебный план общего среднего образования;
  • скорректированы учебные программы по учебным предметам для учащихся I и V классов
  • разработаны учебные программы по учебным предметам для X класса с учетом двух уровней изучения – базового и повышенного.
Вопросы организации профильного обучения изложены в письме Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2015 г. № 05- 21/90-и «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» (www.edu.gov.by/ Система образования / Управление общего среднего образования / Профильное обучение; www.adu.by / Профильное обучение). В ХI классах средних школ в 2015/2016 учебном году будет продолжено (как было организовано и в 2014/2015 учебном году) изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с Методическими рекомендациями по организации изучения2 отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 29 марта 2013 г. № И-06-19/28 (www.edu.gov.by/ Система образования / Управление общего среднего образования / Инструктивно-методические письма; www.adu.by / Профильное обучение / Учебные предметы. Х класс). Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего, специального образования обеспечивает Национальный образовательный портал (www.adu.by).
II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.
3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.
4. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).
5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78).
6. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам
1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования 4 Типовые учебные планы всех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2015 г. № 38 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2015/2016 навучальны год» (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы; www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год/Учебный предмет). Учебные программы по соответствующим учебным предметам для каждого класса размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by /Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год/Учебный предмет). Особенности учебных программ по всем учебным предметам (изменения в содержании, уровни представления учебного материала и др.) изложены в соответствующем предметном приложении к данному письму (стр. 13-136). Распределение времени по темам во всех учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также использовать по своему усмотрению резервное время.
2. Учебники и учебные пособия В 2015/2016 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2015 г., № 6).
На Национальном образовательном портале (www.adu.by) в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии учебных изданий.
Дополнительные материалы по новым темам, разрабатываемые в соответствии с обновленными учебными программами (не представлены в учебных пособиях по учебным предметам) размещаются на портале www.adu.by /Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год /Учебный предмет. Обращаем внимание, что данные материалы будут обновляться в течение учебного года.
3.1. Календарно-тематическое планирование
В помощь учителям разработано примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам, которое размещено на портале www.adu.by / Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебный предмет. 5 В календарно-тематическом планировании предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно- тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса и познавательных возможностей учащихся, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование, которое в таком случае утверждается руководителем учреждения образования.
3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно- методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования / Учебные программы факультативных занятий / Учебный предмет). Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений общего среднего образования. Обращаем внимание, что областные и Минский городской институты развития образования могут рекомендовать к использованию учебные программы факультативных занятий, раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурныеособенности региона.
3.3. Контрольно-измерительные материалы Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Для контроля результатов учебной деятельности учащихся используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Обращаем внимание, что контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному6 учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается. В ходе осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся могут использоваться разработанные контрольно- измерительные материалы по соответствующему учебному предмету, которые размещены на портале www.adu.by /Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год / Учебный предмет).
3.4. Дидактические сценарии уроков В помощь учителю разработаны и изданы дидактические сценарии уроков по учебным предметам, которые размещены на портале www.adu.by /Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год/Учебный предмет).
3.5. Электронные средства обучения В отраслевом фонде программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» имеются электронные средства обучения, в том числе электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Копии данных электронных средств обучения можно приобрести на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования или в учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь разработаны электронные образовательные ресурсы, которые включают более 200 учебных курсов, подготовленных в соответствии с содержанием учебных программ по учебным предметам. Каждый электронный образовательный ресурс по учебному предмету содержит три основных блока-модуля: – справочно-информационный, призванный значительно расширить информационную базу учебных мероприятий (учебных занятий, факультативных занятий, семинаров, конференций); – контрольно-диагностический, содержащий учебный материал по тематическому и итоговому контролю учащихся; – интерактивный, предназначенный для отработки прикладных умений учащихся по учебным предметам. Все разработанные электронные образовательные ресурсы размещены на портале (www.adu.by) на странице «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by) раздел «Электронные образовательные ресурсы» и функционируют в LMS Moodle. Данный ресурс доступен всем желающим на безвозмездной основе после процедуры регистрации
3.6. Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому из учебных предметов имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования).
3.7. Статьи, научно-популярная литература В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические, дидактические и занимательные материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий. Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by/ Образовательный процесс. 2015/2016 учебный год).
IV. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В соответствии с Выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г.  № 53, учитель ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию. В письме Министерства образования Республики Беларусь от 21 октября 2014 г. № 05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» установлен исчерпывающий перечень документов, обязательных для ведения учителем, классным руководителем и иными категориями педагогических работников. С целью осуществления планирования по учебному предмету учитель ведет следующую плановую документацию: – календарно-тематическое планирование учебного материала (требования к нему изложены в пункте 3.1 раздела III данного инструктивно-методического письма); – поурочное (текущее) планирование учебного материала, форму ведения которого, его объем и т.д. учитель определяет самостоятельно. Дидактический сценарий, используемый учителем в полномобъеме, является планом урока, его дополнительное переписывание не требуется.
В поурочное планирование в зависимости от темы, типа и вида урока могут быть включены следующие разделы: тема урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, ход урока: (организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание). При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на реализацию задач, определенных учебными программами. Цель зависит от темы и содержания каждого учебного занятия. С целью осуществления учета успеваемости и посещаемости, учащихся учитель заполняет классный журнал. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее и в дневник учащегося. Недопустимо требовать от учителя заполнение отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.
Требования к ведению классного журнала
Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению журнала. Напоминаем некоторые особенности при оформлении классного журнала.
1. При оформлении страниц журнала, отведенных для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия факультатива используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
2. Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись необходимо оформлять так: Контрольная работа «…» и Контрольная работа «…». Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.
Требования к ведению тетрадей учащихся
Требования к ведению тетрадей содержатся в Метадычных рэкамендацыях па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Инструктивно-методические письма). Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением первых классов.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
5.1. Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися В 2015/2016 учебном году традиционно будут проводиться: – республиканская олимпиада по учебным предметам; – республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам; – республиканские турниры юных математиков и юных физиков; – интеллектуальные конкурсы, проводимые общественным объединением «Белорусская ассоциация «Конкурс»; – республиканский фестиваль франкофонных любительских театров; – олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» и др.
5.2. Трудовая практика По завершении учебного года в V–VIII классах учреждений общего среднего образования может проводиться трудовая практика, которая должна быть организована в соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования. Трудовая практика может проводиться в лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах (звеньях), а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.
5.3. Общественно-полезный труд Общественно-полезный труд в учреждениях общего среднего образования проводится в соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования. В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы согласно пункту 121 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. №206 (в редакции постановлений Минздрава от 29 июля 2014 г. № 63,от 25 ноября 2014 г. № 78).
VI. ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Допрофильная подготовка и профориетационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на: – выявление интересов и склонностей, способностей учащихся; – оказание психолого-педагогической помощи учащимя в выборе профиля образования; – развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
10 – формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются: – информирование; – психолого-педагогическое сопровождение; – факультативные занятия. Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием. В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки: – в рамках одного учреждения общего среднего образования; – в рамках сети учреждений общего среднего образования; – в рамках сети учрежденийобразования различных типов и видов (включая профессиональные, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, расположенных на одной компактной территории). На сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены материалы постоянно действующего видеосеминара «Психолого- педагогическое сопровождение профильного обучения. Профессиональная ориентация учащихся».
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ
Основными задачами методической деятельности в 2015/2016 учебном году являются: – повышение качества образования; – совершенствование профессионального мастерства педагогов; – распространение эффективных образовательных практик преподавания учебного предмета на базовом и повышенном уровнях изучения; – обеспечение качества допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования; – реализация принципов дифференцированного обучения в условиях профильного обучения.
11 . В рамках организации методической работы с учителями в 2015/2016 учебном году следует особое внимание уделить эффективности преподавания учебных предметов, использованию различных форм, методов и средств обучения и организации учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, склонностей, способностей, проведению факультативных занятий, в том числе, направленных на допрофильную подготовку учащихся . В течение года рекомендуется: провести 4 заседания методических объединений учителей; организовать работу школы совершенствования педагогического мастерства, творческой группы и иных методических формирований; обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей.
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Допрофильная подготовка: – требования к уровню освоения учащимися учебного предмета по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; – содержание факультативных занятий для IX класса и особенности их проведения.
2. Профильное обучение: – нормативный правовой, научно-методический и организационный аспекты введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования; – особенности содержания учебной программы по учебному предмету для X класса (повышенный уровень); – современные технологии обучения в X классе учреждений общего среднего образования (повышенный уровень).
3. Из опыта работы учителя: – изучение учебного предмета в условиях организации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования; – роль учителя и его профессиональная компетентность в обеспечении эффективности образовательного процесса (повышенный уровень).
4. Планирование работы районных методических объединений:
  • анализ проведения работы в 2014/2015 учебном году;
  • планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2015/2016 учебный год.
Деятельность всех методических формирований должна планироваться с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов, умений и навыков. Обращаем внимание, что недопустимо требование различных отчетов об эффективности проведенных методических мероприятий. Деятельность школы молодого учителя должна быть направлена на адаптацию педагогов к профессии, оказание им помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании.
Подробные рекомендации по содержанию и организации в 2015/2016 учебном году методической работы с учителями, преподающими конкретные учебные предметы, размещены на сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by), в соответствующем предметном приложении к данному письму.
 
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.